Автор: Назарова Наталия Владимировна
Статья была опубликована в журнале «Няня»
В современной школе, к радости нерадивых учеников, колов не ставят. Как не ставят и четверных «двоек»: не могут позволить себе учителя роскошь подталкивать таким образом «неуспевающих» к учебе — неприятностей потом не оберешься. Вот и красуются в журналах у самых, казалось бы, разгильдяев политкорректные «тройки». Но проблемы безграмотности никто не отменял. Да и какой маме хочется, чтобы о ее ребенке учителя говорили: «Три» пишем — «два» в уме»?
Лопнувший мыльный пузырь
Мамы первоклассников с умилением смотрят, как их вчерашние карапузы, высунув язык от усердия, выводят в прописях наклонные палочки и первые буквы — дрожащие, неуверенные, но почти похожие на каллиграфический оригинал. Девочки, как правило, самозабвенно предаются этому занятию, мальчики — неохотно (разве настоящие мужчины для этого предназначены?) Но вот Рубикон перейден, и тетради уже украшают первые слова и предложения. Энтузиазм многих мам стремительно падает: если списывать текст почти каждому ребенку при изрядной доле старания удается (ну почти что!) успешно, то писать под диктовку — мама не горюй! — то же самое, что пройти IQ со ста пятьюдесятью баллами. Пролистывание тетради вечером напоминает по эмоциональному накалу панихиду. «Не Хэмингуэй, — записывая русский язык в список нелюбимых предметов», — констатирует одна мама. «Марь Иванна зря зарплату получает», — потрясая мыльным кулаком перед носом подруги, кипятится другая.
Мнение учительницы русского языка Разуваевой С. И:
«Ребятишки приходят в школу очень разные и по подготовке, и по природным данным. Так было всегда. Но за последние 10 лет косноязычие и безграмотность приобрели просто невиданные масштабы! Такое ощущение, что дети общаются с друзьями и дома совсем не на том языке, на котором им приходится говорить и писать в школе…»
Держать руку на пульсе
Звонить в вечевой колокол мамы начинают так к классу пятому — когда по отношению к их ребенку употребить вожделенное — «врожденная грамотность» — может разве что умиленно глядящая на каракули внука бабушка, получившая крохи своего нехитрого образования в голодных сороковых годах. Как правило, вариантов дальнейшего развития ситуации немного: одна мама предоставляет событиям идти своим ходом («Ну откуда взяться грамотности — вон «Колобок» недочитанный валяется, зато стул перед компьютером похож на кепку почтальона Печкина!»); другая начинает шерстить Интернет в поисках репетитора, который сможет «взбодрить» дремлющий мозг отпрыска. «Может, к Марь Иванне на поклон пойти? — энергично стрясая с рук мыльную пену, вопрошает подругу третья.
Ухмылка судьбы
Многоликостью (и, заметим, изрядной долей юмора) природы можно объяснить то, что у каждого малыша мозг «заточен» по-своему. И далеко не всегда под блестящее освоение языков. Ну не дается Пете написание слова «пьедестал», тогда как Вася может легко рассуждать о «закономерностях» появления разделительного знака перед йотированными гласными. Это данность, которую нельзя изменить, но можно слегка подкорректировать.
Бразды — маме
Есть один нехитрый способ поддерживать грамотность ребенка на плаву. Чем раньше мама начнет его применять, тем больше денег на оплату труда репетиторов будет сэкономлено впоследствии.
Начнем с того, что наша практическая грамотность не всегда зависит от знания правил и умения применять их на практике — это, скажем так, более высокий уровень владения языком, к нему еще надо прийти.
«Да я Петра заставила все правила вызубрить! — воинственно рубя воздух рукой, жалуется подруге мама будущего менеджера, супервайзера мерчендайзеров, машиниста козлового крана — кого угодно, только не филолога,— а он опять, засранец, плохо диктант написал!» У Петра же этот выученный фрагмент языковой мудрости теперь обрубком болтается в мозгу и ждет своего часа эвакуироваться навеки в Лету.
Стоит, наверное, оставить Богу Богово, то есть удовольствие транспортировать правила в негуттаперчевый Петров мозг переложить на плечи учительницы (поверьте, она знает, как это сделать). Маме же нужно завести себе маленький блокнотик (или амбарную книгу — здесь все зависит от способности вашего отпрыска перекодировать устную речь в письменную). И следовать несложному правилу, которое не потребует специальных знаний, но непременно дисциплинированности от мамы (!) и последовательности.
Читать далее
Статья была опубликована в журнале «Няня»
В современной школе, к радости нерадивых учеников, колов не ставят. Как не ставят и четверных «двоек»: не могут позволить себе учителя роскошь подталкивать таким образом «неуспевающих» к учебе — неприятностей потом не оберешься. Вот и красуются в журналах у самых, казалось бы, разгильдяев политкорректные «тройки». Но проблемы безграмотности никто не отменял. Да и какой маме хочется, чтобы о ее ребенке учителя говорили: «Три» пишем — «два» в уме»?
Лопнувший мыльный пузырь
Мамы первоклассников с умилением смотрят, как их вчерашние карапузы, высунув язык от усердия, выводят в прописях наклонные палочки и первые буквы — дрожащие, неуверенные, но почти похожие на каллиграфический оригинал. Девочки, как правило, самозабвенно предаются этому занятию, мальчики — неохотно (разве настоящие мужчины для этого предназначены?) Но вот Рубикон перейден, и тетради уже украшают первые слова и предложения. Энтузиазм многих мам стремительно падает: если списывать текст почти каждому ребенку при изрядной доле старания удается (ну почти что!) успешно, то писать под диктовку — мама не горюй! — то же самое, что пройти IQ со ста пятьюдесятью баллами. Пролистывание тетради вечером напоминает по эмоциональному накалу панихиду. «Не Хэмингуэй, — записывая русский язык в список нелюбимых предметов», — констатирует одна мама. «Марь Иванна зря зарплату получает», — потрясая мыльным кулаком перед носом подруги, кипятится другая.
Мнение учительницы русского языка Разуваевой С. И:
«Ребятишки приходят в школу очень разные и по подготовке, и по природным данным. Так было всегда. Но за последние 10 лет косноязычие и безграмотность приобрели просто невиданные масштабы! Такое ощущение, что дети общаются с друзьями и дома совсем не на том языке, на котором им приходится говорить и писать в школе…»
Держать руку на пульсе
Звонить в вечевой колокол мамы начинают так к классу пятому — когда по отношению к их ребенку употребить вожделенное — «врожденная грамотность» — может разве что умиленно глядящая на каракули внука бабушка, получившая крохи своего нехитрого образования в голодных сороковых годах. Как правило, вариантов дальнейшего развития ситуации немного: одна мама предоставляет событиям идти своим ходом («Ну откуда взяться грамотности — вон «Колобок» недочитанный валяется, зато стул перед компьютером похож на кепку почтальона Печкина!»); другая начинает шерстить Интернет в поисках репетитора, который сможет «взбодрить» дремлющий мозг отпрыска. «Может, к Марь Иванне на поклон пойти? — энергично стрясая с рук мыльную пену, вопрошает подругу третья.
Ухмылка судьбы
Многоликостью (и, заметим, изрядной долей юмора) природы можно объяснить то, что у каждого малыша мозг «заточен» по-своему. И далеко не всегда под блестящее освоение языков. Ну не дается Пете написание слова «пьедестал», тогда как Вася может легко рассуждать о «закономерностях» появления разделительного знака перед йотированными гласными. Это данность, которую нельзя изменить, но можно слегка подкорректировать.
Бразды — маме
Есть один нехитрый способ поддерживать грамотность ребенка на плаву. Чем раньше мама начнет его применять, тем больше денег на оплату труда репетиторов будет сэкономлено впоследствии.
Начнем с того, что наша практическая грамотность не всегда зависит от знания правил и умения применять их на практике — это, скажем так, более высокий уровень владения языком, к нему еще надо прийти.
«Да я Петра заставила все правила вызубрить! — воинственно рубя воздух рукой, жалуется подруге мама будущего менеджера, супервайзера мерчендайзеров, машиниста козлового крана — кого угодно, только не филолога,— а он опять, засранец, плохо диктант написал!» У Петра же этот выученный фрагмент языковой мудрости теперь обрубком болтается в мозгу и ждет своего часа эвакуироваться навеки в Лету.
Стоит, наверное, оставить Богу Богово, то есть удовольствие транспортировать правила в негуттаперчевый Петров мозг переложить на плечи учительницы (поверьте, она знает, как это сделать). Маме же нужно завести себе маленький блокнотик (или амбарную книгу — здесь все зависит от способности вашего отпрыска перекодировать устную речь в письменную). И следовать несложному правилу, которое не потребует специальных знаний, но непременно дисциплинированности от мамы (!) и последовательности.
Читать далее
Комментариев нет:
Отправить комментарий